Сакральное значение кольца как символа вечности, целостности широко отражено в древнегерманской, а затем скандинавской культуре. В древнескандинавской мифологии представлено несколько колец, которые наделены различными волшебными свойствами. Прежде всего, это золотое кольцо Драупнир, атрибут Одина, которое каждый девятый день порождает восемь таких же колец. Особое значение Драупнира связано с его не полностью понятной современным исследователям функцией в контексте мифа о первой смерти в мире асов – начальной ступени к надвигающейся гибели богов: Драупнир был положен Одином на погребальный костер Бальдра как символ возрождения мира (?). Кольцо (кольца) связано также с культом бога Улла, о котором мы знаем крайне мало, но он, вероятно, играл важную роль в скандинавском пантеоне: по одному из мифов, пересказанных Снорри, Улл замещал Одина во время его странствий; его имя часто встречается в топонимах. В одной из эддических песней, «Речах Атли», Гудрун упоминает клятвы, которые Атли давал Гуннару: он клялся «солнцем, Одина камнем, ложа конем (= домом) и Улля кольцом». В мифологической этиологии важное (прецедентное ?) значение имеет «клятва на кольце» Одина. Он поклялся дочери великана Суттунга Гуннлёг жениться на ней, если она отдаст ему хранимый Суттунгом мед поэзии, но, получив искомое, нарушил клятву, не взяв Гуннлёг в жены и завоевав тем самым славу обманщика: «Один дал, я уверен, клятву на кольце (baugeir). Кто поверит в его верность?». Золотое кольцо в эпосе о нифлунгах – первопричина всей последующей цепи трагических событий: отдавая свое последнее сокровище – кольцо, – чтобы закрыть торчащий усик шкуры убитой Локи выдры, карлик Андвари наложил на него проклятие: «Золото это, что было у Густа (предок Андвари? или он сам?), братьям двоим гибелью будет, смерть восьмерым принесет героям; богатство мое никому не достанется». В разворачивающемся далее повествовании гибнут все владельцы клада, пока он не оказывается брошенным в воды Рейна. Большую роль играют кольца в сагах об исландцах, и хорошо известны волшебные кольца сказочных сюжетов в фольклоре. В археологическом материале кольца, интерпретируемые исследователями как сакральные, известны уже с бронзового века (1700–500 до н.э.) и в железном веке: это золотые или серебряные разомкнутые кольца разного размера из круглого дрота с полусферическими полыми окончаниями. Кельтские по происхождению, они встречаются в значительном количестве в вотивных кладах, что говорит об их сакральной функции. Например, в 2009 и 2013 гг. в болоте у дер. Бёслунде (Boeslunde) на юге острова Зеландия было найдено 9 или 10 золотых колец такого типа (кольца, найденные в 2009 г. весили от 220 до 770 г, открытые в 2013 г. – от 95 до 290 г; общий вес колец 3,5 кг). С ритуально-магическим значением кольца связывается относимая к 100–200 гг. н.э. находка в 2007 г. 65 колец-амулетов при раскопках святилища в местечке под названием Lilla Ullevi в Швеции севернее Стокгольма (Lilla Ulle-vi означает «малое святилище бога Улла», это наименование, как и другие теофорные топонимы, восходит, по общему мнению, к эпохе викингов или даже более раннему времени). Впервые сакральное значение колец в германском мире отмечается письменными источниками уже в первые века нашей эры. Древнейшим тому свидетельством является золотой браслет (шейная гривна?) с наружным диаметром 16 см. Он происходит из богатого клада (22 предмета), найденного в 1837 г. у дер. Пьетроасса (Румыния; совр. Пьетроаселе) и датируемого началом V в. Клад, содержащий в числе прочего несколько роскошных римских изделий (блюдо и др.), был, как полагают, оставлен остготами, мигрировавшими на запад под давлением гуннов. В кладе первоначально было два браслета с руническими надписями, но один из них утерян во время кражи клада в 1875 г., и надпись на нем не известна. На втором, разрубленном на несколько частей, сохранилось граффито на готском языке: gutani o wi hailag. Руна о интерпретируется как знак, заменяющий слово al (др.-исл. al) «наследственное (родовое) земельное владение», а вся надпись читается gutan al wh hailag «Земли готов святилище священное». Можно предполагать, что кольцо изначально находилось в готском святилище. Возможно, с сакральным значением колец связаны клятвы на рукояти меча, которые засвидетельствованы Аммианом Марцеллином: потерпев поражение в 357–358 гг., квады (небольшая группа восточных германцев) «выдали своих детей заложниками в ручательство того, что исполнят наложенные на них условия, и, достав мечи, которые они чтут как богов, клялись на них сохранять верность». Этот обычай сопоставляется с особым типом мечей эпохи Великого переселения народов (так называемые ring swords), распространенным в меровингской Франкии, англо-саксонской Англии и Скандинавии в VI–VII вв.. В роскошно украшенные рукояти этих мечей вмонтировались одно или несколько колец. В англо-саксонской поэме «Беовульф» такой меч назван hring-ml («украшенный кольцом»). На клинке одного такого меча, из Шретцхайма (Швабия, Германия), изображены четыре руны, образующие крест и читаемые arab или abra, что объясняется как магическое слово. Это были особо престижные мечи, принадлежавшие представителям высшей элиты. На рукоятях именно таких мечей с кольцом, как считается, и приносилась клятва. Е.А. Мельникова